СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА «МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ»
И
М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «КРЕСТ НА СКАЛЕ»
Стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» не входит в
перечень пушкинских шедевров,
предложенных школьными программами, но, думается, могло бы эти программы
существенно обогатить. Вот это стихотворение:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!
(1829)
Сопоставим это стихотворение А.С.Пушкина с также
малоизвестным стихотворением М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
(1832)
Это сопоставление позволит проследить развитие одного и того
же мотива (стремление «к вольной
вышине») на примере произведений двух разных авторов .
Несомненно СХОДСТВО этих двух произведений.. Это и общность
лирического сюжета, а также образные и лексические переклички и совпадения. И в
том и в другом речь идет о стремлении лирического героя ввысь, к идеалу. И там
и там идеал этот соотносится с горной вершиной Кавказа, а «точка отсчета»
предельно низка: «ущелье», «теснина». Более того, идеал этот воплощается в
художественном образе, вынесенном уже в само название и так или иначе связанном
с идеей Бога: «Монастырь на Казбеке» и «Крест на скале». Достижение этого
идеала связано с восхождением на реальную и одновременно символическую картину и с приобщением к» божественному» ( «в
соседство Бога скрыться мне» и «как бы я молился и плакал тогда»). Оба
лирических героя безудержно стремятся к этой вожделенной вершине («Туда б,
сказав прости ущелью, подняться к вольной вышине» у Пушкина и «О если б взойти
удалось мне туда» у Лермонтова). В то же время оба поэта используют
сослагательное наклонение («туда б», «о если б»), для обоих достижение высшей
цели желанно, но почти невозможно: «далекий вожделенный брег» у Пушкина и «туда
долететь лишь степному орлу» у Лермонтова.
Однако на этом фоне
удивительных аналогий и совпадений тем более ярки и показательны РАЗЛИЧИЯ двух
сопоставляемых текстов. Они обнаруживаются уже на лексическом уровне. Образ
монастыря у А.С.Пушкина рисуется мягкими, романтическими красками, с помощью
«высокой», архаичной лексики («реющий ковчег», «парит, чуть видный» и др.), воплощая в себе гармонию пушкинского
художественного мира. Лермонтовский же
крест – символичен и в то же время предельно конкретен, он изображается с
помощью разговорной, сниженной лексики и в деталях своих даже малопоэтичен:
«деревянный», «чернеет», «гниет» и «гнется».
Более того, если у А.С.Пушкина монастырь «поднимается» до
символической высоты библейского «ковчега», то у М.Ю.Лермонтова образ креста во
второй строфе как бы «снижается», теряет признаки «божественного»: «И каждая
кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». В этом стремлении
возвыситься над самим собой, в этом динамичном «схватить» - не пушкинская
гармония, а лермонтовское непокорство!
И третья строфа продолжает, развивает этот излюбленный
Лермонтовым мотив. Там, где для Пушкина предел духовных стремлений («в
соседство Бога скрыться мне!), для Лермонтова («как я бы молился и плакал
тогда») - лишь начало следующего круга исканий и сомнений.
Его новый идеал, воплощенный в кульминационных заключительных строках
стихотворения, исполнен бунтарства: «И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею
братом назвался бы я!»
Когда традиционный образ «сбросить цепь» превращается в
философский образ «сбросить цепь бытия», то философски переосмысленным
оказывается и сам образ свободы и вольности. Однако если для А.С.Пушкина – это
внутренняя свобода творческого «Я», то для М.Ю.Лермонтова – это свобода бунта,
непокорства, братания с «бурей». (От этого малоизвестного раннего стихотворения может быть продолжена
линия к знаменитому «Парусу»: («А он, мятежный, просит бури…»), к «бунту» Мцыри («О, я как брат обняться с
бурей был бы рад!»), ко многим другим произведениям М.Ю.Лермонтова, так или
иначе варьирующим те же мотивы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий